На самом деле уже глубокая ночь. И к завтрашней поездке надо собрать кучу вещей. И хорошо бы встать пораньше, и уехать надо бы в первую половину дня..
Но пока "Остапа понесло" - накидаю ещё немного заметок, сделанных в процессе перечитывания последней трети "Странствий убийцы". спойлеры, цитаты - всё как обычно
Вот интересно мне: отношение шута к холоду - это особенность его расы или его личный баг, спровоцированный знанием, что однажды вреди ледяных стен ему придется мучительно умереть? Вроде как скорее всё же второй вариант, поскольку и Белая Женщина, и Прилкоп вполне себе жили среди ледника - первая годами, второй чуть ли не веками.
Интересный диалог происходит между Кетриккен и Фитцем, когда они пересиживают снежную бурю в горах, где оказались в поисках Верити:
«– Если бы я могла научиться этому Скиллу… Ты не представляешь, как часто и как сильно я сердилась на тебя только потому, что ты с легкостью мог дотянуться до того, к кому я стремилась! Ревность – безобразная вещь, и я всегда старалась отогнать ее, но иногда мне кажется такой чудовищной несправедливостью, что ты соединен с ним, а я нет.
Мне не приходило в голову, что она может испытывать такие чувства. Я неловко заметил:
– Скилл не только дар, но и проклятие. По крайней мере для меня. Даже если бы я мог одаривать им, я не уверен, что пожелал бы что-то подобное другу.
– Почувствовать его присутствие и любовь хотя бы на мгновение, Фитц… за это я бы приняла любое проклятие. Чтобы снова ощутить его прикосновение… ты можешь себе представить, как мне его не хватает?»
Момент объятия Кетриккен и Верити, руки которого по локоть в ээ.. живом скилле, ион даже не может к ней прикоснуться - одна из самых сильных, цепляющих картинок.
Я всё думала - ну Кетриккен не дура же совсем: не мог к ней верити прикосаться, не мог, а тут вдруг пришёл - и ночь любви. И её это как будто совсем не удивило. Но вот вышеописанный диалог как раз и дает ответ на этот вопрос. Королева Кетриккен приняла-таки своё проклятье. В обмен на мгновение присутствия, прикосновения, любви. И не думаю, что она об этом когда-либо пожалела.
Ещё один знаковый диалог. На этот раз между Фитцем и Старлинг. Он происходит всё там же, в горах, когда Регал или Уилл через Шута вызнали у Фитца, где скрываются Молли и Неттл, а Фитц решил, что Шут, как Белый Пророк, таким образом предсказывает ему скорую смерть. И "грузится" по этому поводу:
«– Сегодня он пришел ко мне поговорить. О том, что он будет делать для Молли, если я умру и не вернусь к ней. – Я посмотрел на Старлинг и тряхнул головой. Меня удивило, что к горлу подступил комок. – Он не думает, что я останусь в живых. А когда Пророк говорит такую вещь, трудно остаться равнодушным.
Страх на ее лице не утешал. Это выдало правду, хотя она и пыталась настаивать:
– Пророки не всегда бывают правы. Он говорил, что видит твою смерть?
– Когда я спросил его, он не ответил, – объяснил я.
– Он вообще не должен был говорить об этом, – сердито воскликнула Старлинг. – Как, интересно мне знать, ты найдешь в себе мужество, чтобы сделать то, что должен, если будешь верить, что это убьет тебя?
Я молча пожал плечами. Я отказывался думать об этом все время, пока мы охотились. И мои чувства никуда не делись, они только усилились. Боль, которую я внезапно ощутил, трудно было преодолеть. Да и ярость тоже. Я был в ярости, оттого что шут сказал это мне.»
Привет "Судьбе Шута". Тут, наверное, вообще излишне что-то комментировать.
И тем более остро смотрится вот этот диалог Шута и Фитца из саого начала "Судьбы Шута":
«-...Я не вернусь в Баккип. Я вообще никуда не вернусь.
Его голос даже не дрогнул. Он говорил совершенно спокойно, глядя мне в глаза. Однако от его слов у меня возникло ощущение, будто меня лягнули в живот. Он держался как человек, который знает, что умрет, и потому пытается привести свою жизнь и то, что останется после него, в порядок. На меня вдруг накатили совершенно новые чувства. Мне было не по себе рядом с ним из-за нашей недавней ссоры, да еще я не забыл, что обманул его. Я не боялся, что он умрет, поскольку знал, что предотвратил его смерть. Но его беспокоило совсем другое.
Он говорил со мной, как человек, знающий, что ему суждено умереть, станет говорить со старым другом, которому до его смерти нет никакого дела. Каким же жестоким, наверное, я ему казался, когда старался избегать его в эти последние дни. Возможно, он подумал, что я сознательно решил разорвать нашу связь еще до его смерти, чтобы потом не пришлось терпеть боль потери.»
Следующий выловленный момент - опять же диалог Фитца и Шута, когда Шут пытается добыть у Фитца побольше информации о Кеттл:
«– А в обмен на все это ты скажешь мне, что на самом деле происходит между тобой и Старлинг.
Он искоса посмотрел на меня:
– А ты уверен, что хочешь знать? В последний раз, когда мы совершали такой обмен и ты получил тайну, которую выторговывал, выяснилось, что тебе она вовсе не нужна.
– Это такого рода секрет?
Он поднял одну бровь.
– Ты знаешь, я сам не очень уверен в ответе на этот вопрос.»
Тайна, которую Фитц получил в прошлый раз - "Откуда приходит шут и почему". Шут рассказал тогда очень личное - про своих родителей, про своё детство. Про то, как он появился в Баккипе. И зачем. Кажется, он тогда впервые заговорил о Пророке и Изменяющем. Не всё, ох, не всё, сказанное Шутом, понравилось тогда Фитцу. И спрашивая про Старлинг, ему и в голову не приходило, что ответ может содержаться в информации такого гм... уровня: личной, неоднозначной, сложновоспринимаемой и сложнопринимаемой. Которую может захотеться "развидеть". Когда снова будет вот так: «А я, - он покачал головой, и колокольчики его зазвенели, - предложил рассказать тебе мою тайну. Я не обещал заставить тебя понять. » Что это за информация - мы, разумеется так и не узнали. :о) И можем только предполагать.
И ещё о том, что мы так и не узнали.
Раз говор снова всё там же, в горах, и опять между Фитцем и Шутом, когда Шут лежит в лихорадке:
«– Разве твой народ так сильно отличается от моего? – спросил я через некоторое время. Он задел тему, которой мы редко касались.
– В некотором роде, – вздохнул он и поднес руку ко лбу. – Но иногда я удивляю даже самого себя. – Он глубоко вздохнул и резко выдохнул, как будто испытывал боль. – Может быть, на самом деле я даже не болен. Я сильно изменился за прошедший год, как ты заметил. – Последнюю фразу он прошептал.
– Ты вырос, и у тебя появился цвет.
– Это не все, – улыбка скользнула по его лицу и увяла. – Думаю, теперь я почти взрослый.»
Какие-то изменения произошли в физиологии Шута. Изменения, более значимые, чем рост и цвет. Изменения, видимо, довольно четко отделяющие взрослость от невзрослости. И мы снова можем только предполагать :о)
Под это дело хочу поделиться одной теорией, найденной на просторах инета. Не могу сказать, что она прямо идеально мне близка, но она как минимум интересна:
длинная цитата
«Высказывалось мнение, что Шут - персонаж, пол которого не только неизвестен, но и является переменной характеристикой. И это соотносится с линьками. Возражения были – что-то слишком часто и вообще непонятно, какой механизм.
Ну, механизм, скажем, гормональный – при изменении фона многие соответствующие признаки усиливаются / исчезают. А вот насчет частоты – легко решается, если представить, что несколько линек ведут в одном направлении. Тогда по трилогиям следующий расклад.
В школе (период, о котором высказывается БЖ, употребляя слово fellow) и в первых двух книгах Убийцы Шут еще мальчишка. Побег из замка, первая линька во время путешествия вдвоем с Кетриккен, которая после этого замечает, что Шут во всяком случае не обычный мужчина (а Шут примерно тогда же обнаруживает, что Фитц был не только перспективен в качестве Катализатора, но и хорош собой). Вторая линька во время квеста в поисках Верити. Подозрения окружающих усиливаются, Старлинг переходит на именование в женском роде. Кстати, работает идея, что от партнера направленность трансформации тоже зависит. Не говоря уж об общем нарастании привязанности, в этом турпоходе Фитц с Шутом в палатке спят вместе, укрывшись одним одеялом. Это в третьей трилогии они будут краснеть, слегка соприкоснувшись рукавами, а пока ситуация воспринимается как абсолютно нормальная… но, может быть, запускающая скрытый механизм? Проявление оного: первый, он же прощальный, поцелуй в конце "Странствий".
Далее, возможно, еще линька в период до начала «Кораблей». Разрыв составил 15 лет, из которых в Кораблях описаны два года. Упоминается, что перед этим Янтарь еще пару лет прожила в Бингтауне, трудясь в лавочке. В предыдущие годы Шут где-то тоже странствовал, где-то, кстати, подцепил Йек и с ней подружился. Т.е. времени достаточно, чтобы еще разок полинять, превращаясь в женщину с рудиментарными остатками мужественности. Кстати, если прав Прилкоп и Белые линяют, когда происходят перемены, то после пробуждения каменных драконов без этого не обошлось бы. В результате свою карьеру в Бингтауне начинает Янтарь в женской ипостаси.
И тут начинается обратный процесс (не исключено, что в некоторой связи с выбором Альтии, а может, просто циклическое колебание от крайней точки). Янтарь еще может поучить Альтию, как бинтовать грудь и т.д., но незаинтересованные наблюдатели время от времени отмечают, что в самой Янтарь женственности что-то маловато… то ли одежда ее не подчеркивает? Линька с эпизодом на палубе, еще в мужскую сторону. Альтия после этого достаточно скоро уходит из общей каюты, с Йек они трудятся по вахтам, и шансов заметить в тесном женском коллективе возможные перемены остается немного. После завершения плавания Шуту надо закончить дела в Бингтауне, наладить каналы переписки, сбыта сокровищ, доставки абрикосового бренди, так что есть время для еще небольшого сдвига – и «Миссию Шута» затевает уже лорд Голден, причем возможно, что пока образ выбран на некоторую перспективу: у Фитца в хижине Шут еще маскируется по сформулированным им ранее правилам.
Дальше события развиваются очень быстро, и перемены уже просто не успевают изменить направленность, что обусловливает основное напряжение двух последних частей: развитие отношений при условии, что Шут – мужчина (в возрастающей степени). Не слишком укладывается в гипотезу, правда, порядок двух ключевых эпизодов. Ссора происходит на фоне линьки, а позднее Шут демонстрирует татуировку, прикрывая грудь. Если бы наоборот, было бы четче. Но, может, просто все еще не до конца сменилась ипостась, а процесс завершится как раз к Аслевджалу. Тогда не содержит ли формулировка о любови, не имеющей границ, в качестве одного из смысловых слоев намек на то, что очевидный для Фитца предел может со временем исчезнуть? В связи с этим такой момент. В самом конце, в разговоре, непосредственно предшествующем расставанию, Шут заметно колеблется (а Фитц, конечно, уже ляпнул: «Бегу к Молли завтра же!»). Возникает вопрос: а ты не мог бы раз в жизни высказаться прямо? Нет, не могу, боюсь. Да чего уж у них к этому моменту осталось-то в отношениях еще не высказанного прямо? Версия: как раз наличие такой возможности, в новом цикле.
Бонус к этой версии. Соглашаясь со всеми, кто считает возвращение к первым влюбленностям делом обреченным, а Молли негибкой и мало приспособленной к взаимопониманию, отвожу этому браку несколько лет на существование. Попробовать его, конечно, стоило, а то бы всю жизнь висело сожаление о нереализованной мечте. Но когда эта попытка себя изживет, дети подрастут, и Фитц с новым энтузиазмом поищет на карте Клеррес – не исключено, что его там ожидает сюрприз.
»
Ну и в конце преведу ещё одну цитату, найденную тоже на просторах инета (ааа, когда я научусь сохранять не только текст, но и ссылки? %), и с которой я согласна очень, очень и очень:
«А я почти уверена, что во-первых Хобб про пол Шута так и не скажет, во-вторых, она сама его точно не знает, а в-третьих - и знать не желает. Потому что ей хорошо известно, что если чудо разобрать на запчасти, оно перестанет быть чудом. А Шут ей до такой степени нравится, что срывание волшебного флера ее саму разочарует. Чтобы чудо оставалось чудесным - нужна дистанция. Хобб очень хорошо чувствует дистанцию и умело ею пользуется. »
Ну и малюююсенькая цитатка от самой Робин Хобб о Шуте в коллекцию :
«"Абсолютно непредсказуемый персонаж. Вдруг начинает говорить непредвиденные вещи и совершать странные поступки. А я потом разбирайся, что это значит"»
мимимимими
На самом деле уже глубокая ночь. И к завтрашней поездке надо собрать кучу вещей. И хорошо бы встать пораньше, и уехать надо бы в первую половину дня..
Но пока "Остапа понесло" - накидаю ещё немного заметок, сделанных в процессе перечитывания последней трети "Странствий убийцы". спойлеры, цитаты - всё как обычно
Но пока "Остапа понесло" - накидаю ещё немного заметок, сделанных в процессе перечитывания последней трети "Странствий убийцы". спойлеры, цитаты - всё как обычно